Цифровая основа эффективности

17.02.2020

Цифровая трансформация для предприятий фармацевтической отрасли является не просто следованием модному тренду, а насущной необходимостью с точки зрения эффективности бизнеса. Алексей Терентьев, ИТ-директор «АКРИХИН» рассказал журналу «Стандарт» об особенностях и задачах цифровой трансформации в фармацевтике

– Какие факторы сейчас определяют необходимость цифровой трансформации? Насколько она обязательна для развития бизнеса?

– Ответ на эти вопросы зависит от того, о каком бизнесе идет речь. Я знаю примеры вполне успешных компаний, где вся информатизация построена на базе самых стандартных обиходных ИТ-продуктов, и этого им достаточно для эффективной работы. Никаких других программных бизнес-приложений они не применяют. Представители таких компаний просто не считают необходимым расширение перечня используемых информационных систем, так как не видят перспектив увеличения доходов или прибыли от этого. Предприятия этой категории действительно успешно развиваются, применяя уже традиционные на сегодня средства информатизации, что определяется особенностями их бизнеса и методами его ведения. Есть другая категория компаний, к числу которых относятся фармацевтические предприятия, для которых подход к информатизации должен быть иным. Фармацевтический рынок является высококонкурентным, что требует большой оперативности в текущей работе: все бизнес-операции должны выполняться быстро, и все внутренние процессы в компании должны быть максимально эффективными. Поэтому для нас цифровая трансформация – это средство повышения эффективности и скорости принятия решений. Точка приложения работы по цифровой трансформации в нашем случае – внутренние бизнес-процессы. Можно, конечно, не заниматься цифровой трансформацией – вопрос в том, какие задачи вы ставите перед своим бизнесом. Если вы хотите расти быстрее рынка, наращивать свою долю на нем, то вам придется обратиться к цифровой трансформации.

– Почему складывается такая ситуация? Потому что стало больше бизнес-информации и она более сложна для анализа, чем прежде?

– Как известно, объем информации удваивается ежегодно. И как говорят: «Данные – это новая нефть; кто владеет данными – владеет будущим». Так оно и есть, именно это определяет направление нашей работы: большие данные и их обработка, объединение разнородной информации из различных источников.

– Какие преимущества на рынке получают предприятия, которые по настоящему уделяют внимание цифровой трансформации бизнеса?

– Прежде всего, превосходство над другими в эффективности. Идущие по пути цифровой трансформации компании более эффективны во всех компонентах бизнеса – в принятии решений, организации производственных процессов, распределении расходов, планировании и проведении маркетинговых акций и так далее.

– Каковы основные задачи цифровизации вашей компании?

– На мой взгляд, цифровая трансформация – это главным образом вопрос о людях, а не об информационных системах. Без изменения мышления людей, без их вовлеченности в инновации никакой настоящей цифровой трансформации не получится. Нужно понять потребности бизнес-подразделений в оптимизации процессов и на этой основе формулировать задачи цифровой трансформации. Именно этим мы и занимаемся в нашей компании. Опыт показывает, что внедрение каких бы то ни было ИТ-систем про-сто ради внедрения чего-то нового зачастую не приносит никакой пользы – просто потому, что настоящей потребности в таких внедрениях не было.

– Меняется ли при таком подходе роль ИТ-директора компании?

– Несомненно меняется, и очень сильно. Классический, привычный нам ИТ- директор был сосредоточен на обеспечении надежной работы различных информационных систем, используемых в компании, на создании и поддержке информационной инфра-структуры, на защите периметра корпоративной информационной сети.

Что касается специфики фармацевтического бизнеса, от предприятий требуется строгое соблюдение большого количества государственных регуляторных требований. Это связано с необходимостью вести большой объем документации, которую нужно поддерживать в актуальном состоянии. Выполнение требований стандарта надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practic, GMP) существенно влияет на скорость реализации запросов бизнеса.

Когда же мы говорим о цифровой трансформации, ко всем перечисленным задачам ИТ-директора добавляются функции директора по работе с данными (Chief Data Officer, CDO). В больших компаниях это отдельный человек, часто стоящий на одном уровне с ИТ-директором. Но не каждая компания может позволить себе в штате отдельного CDO, тем более что таких специалистов не так много на рынке труда. Именно поэтому функции директора по работе с данными становятся частью функций ИТ-директора, что существенно меняет его роль в компании. Также для полного вовлечения инфор-мационных технологий в коммерческую деятельность компании необходимо обеспечить быструю обработку требуемой информации с применением ИТ «второй скорости», если можно так выразиться, то есть ИТ с более высоким темпом выполнения задач, чем у тра-диционных систем. Поэтому нужно перестраивать работу имеющихся ИТ- структур предприятия для более тесного взаимодействия с коммерсантами, что тоже является новой актуальной задачей для ИТ-директора.

– Какие шаги уже осуществляются, а какие планируется сделать в направлении цифровой трансформации вашей компании?

– Мы уже говорили о необходимости преобразования бизнес-процессов. Одно из направлений такого преобразования – сокращение бумажного документооборота. Причем в процессе перехода на электронный документооборот появляется возможность проанализировать нужность тех или иных видов документов, оптимизировать их состав и направления движения. Нужно понимать, что это не просто сокращение расхода бумаги, а модернизация бизнес-процессов, что позволяет, например, полностью отказаться от обмена бумажной документацией с поставщиками и потребителями. Хочу подчеркнуть, что такая модификация документооборота – это не разовое мероприятие, а процесс, который осуществляется постоянно с учетом актуальных обстоятельств и требований. Важнейшим направлением цифровой трансформации также является создание системы сбора и анализа больших данных о продажах, производстве, финансовых показателях бизнеса. Конечным результатом этой работы должна стать возможность для бизнес-подразделений получать обоснованные объективными данными ответы на интересующие вопросы. Сейчас для бизнеса уже неважно, какие информационные технологии есть в компании и какие у этих технологий функциональные возможности, – для бизнеса важен эффект применения этих технологий. Если говорить о типах внедренных у нас ИТ-систем, то это решения класса планирования ресурсов предприятия (ERP), которые обеспечивают поддержку всего спектра бизнес-процессов: от закупок сырья и материалов до производства и поставок продукции, а также ло-гистики, финансового учета и отчетности. Среди наиболее важных направлений дальнейшего развития цифровой трансформации я бы назвал создание новых каналов работы с нашими клиентами, развитие корпоративной культуры наших сотрудников, совершенствование систем сбора и анализа данных.

- Насколько, на ваш взгляд, целесообразно использовать для цифровой трансформации ИТ-решения собственной разработки?

– Тут все сильно зависит от поставленных задач и от компании. Есть примеры успешного внедрения собственных разработок. В то же время я вижу высокие риски в применении своих разработок, потому что так предприятие может попасть в зависимость от людей, разработавших решение. Они могут уйти из компании, которая останется с плохо документированным продуктом, алгоритмы работы которого никому не известны. А ведь этот продукт может поддерживать критически важные производственные или биз-нес-процессы. Кроме того, серьезное изменение бизнес - процессов может потребовать замены «самодельных» ИТ-решений, что далеко не всегда просто сделать.

Лучше либо заказать разработку ИТ-продукта с нужными специфическими характеристиками специализированной компании-разработчику программного обеспечения, либо воспользоваться промышленным решением. В любом случае, в вашей компании должен быть «центр экспертизы», то есть люди, которые понимают, что вы делаете, отслеживают взаимодействие с поставщиком ИТ-решения, участвуют в создании требований к нему и в тестировании продукта, а также принимают конечную работу.
Цифровая трансформация обязательно должна опираться на ранее созданную ИТ-инфраструктуру. Каковы основные элементы этой инфраструктуры в вашей компании?
В нашем случае это ERP (мы используем Oracle eBS), несколько систем бизнес-анализа, а также система электронного документооборота. Они составляют основу ландшафта нашей информационной структуры. Для обеспечения требований по маркировке лекарственных препаратов мы внедрили решение на базе SAP ATTP. Работа над этой системой продолжается постоянно – по мере изменения регуляторных норм.

«Можно, конечно, не заниматься цифровой трансформацией – вопрос в том, какие задачи вы ставите перед своим бизнесом: если вы хотите расти быстрее рынка, наращивать долю на нем, то вам придется обратиться к цифровой трансформации»

Интервью и полный номер журнала доступны по ссылке: https://www.comnews.ru/standart/issue/204223


facebook
Данный Сайт использует cookie-файлы в целях предоставления Вам лучшего пользовательского опыта на нашем Сайте, а также в целях обеспечения быстрой и эффективной навигации по Сайту. Продолжая использовать данный Сайт, вы соглашаетесь с использованием нами cookie-файлов.

Более подробная информация о типах используемых файлов cookie
Файлы cookie, необходимые для выполнения веб-сайтом важнейших функций и задач Эти файлы cookie абсолютно необходимы для надлежащей работы нашего сайта. Они гарантируют его безопасность и правильное отображение контента.
Файлы, улучшающие работу веб-сайта Эти файлы cookie позволяют нам улучшить работу веб-сайта и сделать его удобнее. Например, с их помощью мы можем определить, способен ли ваш браузер выполнять на веб-сайте небольшие программы (скрипты), расширяющие его функциональность, или сохранить ваши предпочтения, такие как размер шрифта или язык.
Аналитические файлы cookie и технологии Эти файлы cookie используются для сбора информации о том, как посетители работают с нашим сайтом. Мы используем эти сведения для создания отчетов и улучшения сайта. Эти файлы cookie собирают анонимную информацию, в том числе о количестве посетителей сайта, ресурсах, с которых они перешли, и страницах, которые они посмотрели.
Рекламные файлы cookie и технологии Эти файлы cookie используются для сбора информации о том, как посетители используют наш веб-сайт, и позволяют показывать им рекламу, отвечающую их интересам, на нашем и других сайтах.
Эти файлы cookie и технологии позволяют вам делиться страницами и материалами, которые заинтересовали вас на нашем сайте, через социальные сети и другие сторонние ресурсы.
Компании, использующие такие файлы cookie и технологии, могут предоставлять ваши сведения третьим лицам и/или использовать их для демонстрации вам целевой рекламы на других веб-сайтах.
Некоторые файлы cookie, создаваемые с этой целью, могут храниться до 24 месяцев с момента последнего посещения вами нашего сайта.
Файлы cookie и технологии, расширяющие функциональность веб-сайта Такие файлы cookie используются для добавления на наш веб-сайт функций, предоставляемых сторонними поставщиками. Без них посетителям будут недоступны некоторые возможности нашего сайта. Данные, собираемые нашими поставщиками услуг с этой целью, могут предоставляться в анонимизированной форме третьим сторонам и использоваться для показа целевой рекламы.
Файлы cookie для обеспечения безопасности Эти файлы cookie помогают повысить безопасность нашего сайта и защищают его от вредоносных действий посетителей. Данные, собираемые нашими поставщиками услуг с этой целью, могут предоставляться в анонимизированной форме третьим сторонам и использоваться для показа целевой рекламы.


Для получения дополнительной информации об используемых файлах cookie, а также способах их отключения и блокировки см Политика Cookie
Я принимаю